статья №3

Сенсорные модули

Обоснование ассортиментарастений для формирования сенсорных модулей на пришкольных участках города Саратова
Для детей школьного возраста большую роль в познании природы и ее законов играет школьный участок, который является продолжением учебного класса, природной лабораторией, местом отдыха, игр и трудового воспитания учащихся.
В настоящее время большая часть (более 95 %) пришкольных территорий в г. Саратове нуждается в коренной реконструкции в соответствии с динамично изменяющимися требованиями к организации учебного процесса и досуга школьников.
Современным направлением в организации пришкольной территории является создание сенсорных модулей с включением растительности для повышения рекреационного, оздоровительного, познавательного и чувственного (сенсорного) восприятия детей.
Сенсорные модули – это специально организованная природная территория, включающая в себя набор определенных элементов, растений, конструкций и их комбинации.
Модули на пришкольных участках должны соответствовать нормам и правилам безопасности, быть яркими, интересными для игр и занятий школьников разного возраста. Специальные элементы разрабатываются для стимуляции каждой
из сенсорных систем: зрительной, вестибулярной, слуховой, тактильной, вкусовой и обонятельной.
Методика и результаты исследования
С целью выявления преобладающих типов чувственного восприятия окружающего мира школьниками и определения перспективного ассортимента древесно-кустарниковой и травянистой растительностидля создания сенсорных модулейна пришкольных участках, в ноябре 2017 года методом выборочного анкетирования проводился социологический опрос. Вопросы для анкеты составлены авторами статьи на основе комплексного анализа диагностических методик определения модальностей восприятия.
В опросе приняли участие 372 учащихся общеобразовательных учреждений города Саратова, из них – 23,5% школьники младшего возраста (до 9 лет), 48,5% среднего (12-14 лет),25% старшего возраста (14-16 лет).
Вопросы анкеты условно разделены на три группы.
Первая группа вопросов касалась демографических характеристик опрошенных (пол, возраст, учебное заведение).
Вторая группа вопросов позволила выявить преобладающий тип чувственного восприятия школьниками окружающего мира: слуховое (аудиальное), зрительное (визуальное), тактильное (кинестетическое), вкусовое и обонятельное восприятие.
Первые три канала восприятия информации у человека являются основными. У большинства людей тип восприятия информации смешанный, но в зависимости от того, какой из трех каналов ведущий, человека можно отнести к аудиалам, визуалам или кинестетикам.
Респондентам необходимо было ответить на вопросы о том, какие образы и ассоциации у них вызывают предметы, явления, состояния:«плохая погода», «мёд», «море», «усталость», «яблоки», «снег», «вечер», «у костра», «дерево», «библиотека», «город», «утро».
По анализу ответов установлено:41 % опрошенных школьников кинестетики,19 %- визуалы.Предел погрешности 5 %. Уровень доверия 95%. Другие типы восприятия представлены меньшими группами.
Структура преобладающих типов чувственного восприятия среди школьников всех возрастных групп в г. Саратове

Третья группа вопросов анкеты была направлена на выявление аспектов, позволяющих определить качественные характеристики сенсорных модулей. Так при ответе на вопрос: «По какой поверхности Вам приятно будет ходить босиком?» – в качестве предпочтительных поверхностей были отмечены песок
и трава. Менее популярные ответы – мелкая галька, вода. Незначительное количество ответов – крупная галька.
В качестве звуков природы, наиболее приятных респондентам, были отмечены журчание воды и пение птиц, менее – шелест листьев. Несколько респондентов отметили свои варианты – звук прибоя, стрекот сверчков.
Наиболее приятными ароматами были названы мятный и хвойный – по 25 %,ягодный – 24 %, цветочный – 16%, цитрусовый – 15%, яблочный – 11 %, медовый – 6%. Количество ответов «не люблю запахи» незначительно.
В качестве своего варианта респондентами были предложены запахи моря, кофе и шоколада.
Наиболее предпочтительными по ощущениям являются пушистые, гладкие
и теплые, затем прохладные поверхности. Наименьшее количество ответов – шершавые и колючие поверхности.
На вопрос: «Какие основные цвета Вам нравятся?» –были получены следующие ответы: синий– 18%, голубой– 16%, красный– 15%, зеленый– 13%, розовый– 9%, желтый– 8%, фиолетовый – 6%, оранжевый– 4%. Также 11% респондентов отметили черный цвет, 12% – белый.
Предпочтение, в порядке уменьшения числа респондентов, отдается светлым, яркими темным цветам. Наименьшее количество респондентов отметили бледную, пастельную, матовую и нежную насыщенность цветов.
На вопрос: «Какой вид отдыха во время больших перемен или после школьных занятий Вам больше нравится?»–были получены следующие усредненные результаты:общение с друзьями– 33,4 %, прогулки – 17,5 %, творчество – 16,8%, игры в телефоне, планшете – 13,6%, занятия на спортивных снарядах– 9,6%, бег, догонялки– 2,6%, чтение книг – 2,1%. В качестве своего варианта (4,4%) были предложены прослушивание музыки, просмотр фильмов, спортивные игры, сон.
В соответствии с результатами опроса был подобран ассортимент древесно-кустарниковых растений наиболее подходящих для их размещения в сенсорных модулях на территории пришкольных участков (таблица 1).
Пригодность растений оценивалась по ряду факторов: безопасность для детей, декоративность, нетребовательность к уходу, зимостойкость,положительный опыт произрастания в условиях города Саратова.
Растения и элементы сенсорных модулей необходимо подбирать так, чтобы чувственное восприятие школьников во время прогулок и занятий на свежем воздухе было максимально обостренным, и дети получали большой спектр ощущений посредством всех органов чувств. Правильно подобранные фактуры, формы, цвета и ароматы растений будут основной для зрительно-обонятельных сенсорных модулей.
Ассортимент цветущих растений подбирается таким образом, чтобы основной пик цветения приходился на весну и осень. Виды и сорта раннецветущих луковичных растений: (пролеска(Scilla),гиацинт(Hyacinthus), крокус (Crocus), мускари (Muscari), хохлатка (Corydalis), анемона(Anemone), ландыш(Convallaria),тюльпан(Tulipa)) - позволят получить цветущий ковер с конца марта до середины мая.
Выводы

  • Для стимуляции тактильной подсистемы детей рекомендуется применение инертных материалов различных фракций и фактур с посадкой почвопокровных растений, устойчивых к вытаптыванию.
  • Для развития слухового восприятия- создание групп из деревьев и кустарников с дополнением их элементами в виде домиков и кормушек для привлечения птиц, развешиванием звуковых модулей из металла, бамбука, дерева. Разнообразить звуковую среду поможет организация устройств с движущейся водой.
  • Зрительные и обонятельные сенсорные модули должны иметь вид миксбордеров с основными пиками декоративности весной и осенью, что обеспечит возможность вести научные наблюдения, содействуя развитию эстетического вкуса школьников и углубленному изучению биологии
  • В качестве элементов декораций в модулях незаменимы деревья штамбовой формы, лиственные и хвойные кустарники: в кронах плакучих растений можно прятаться, для декорирования стен, беседок, ограждений, зонирования модулей применимы лианы: актинидия коломикта (Actinidiakolomikta(Maxim.&Rupr.)Maxim.), лимонник китайский (Schisandrachinensis(Turcz.)Baill.), фасоль многоцветковая (PhaseoluscoccineusL.) и др.
  • Базовые сенсорные модули могут иметь площадь всего в несколько квадратных метров. Поэтому возможности для их размещения имеются на пришкольных участках любой площади. В зависимости от конфигурации участка их комбинации могут быть различными.